Страх темноты у детей
Боремся с ночными монстрами вместе
Многие малыши боятся темноты. Но бывают случаи, когда это перерастает в панический ужас. С такой проблемой в семейный центр «Кутузовский» обратилась мама 6-летней Ксении, Полина. О том, как справиться с проблемой, рассказала психолог центра Людмила Ткаченко.
Что там в темноте
«Когда Ксюша была помладше, мы с мужем вполне спокойно относились к ее просьбам оставить включенным ночник. Ведь все малыши боятся темноты. Но в какой-то момент этого стало недостаточно. Каждое утро мы обнаруживали, что в комнате дочери включены все светильники, которые только есть. Из-за этого у Ксении начались проблемы со сном: она спокойно спала только днем в детском саду» – рассказывает Полина.
Надо понимать, что ребенок боится не столько темноты, сколько неизвестности. Воображение малыша рисует чудовищ и монстров, которые прячутся во мраке. Причин возникновения страха темноты достаточно много. Например, такой страх может быть неосознанно навязан и самими взрослыми. Когда кто-то из взрослых говорит: «Давай, малыш, скорее засыпай, а то прилетит Баба-Яга и заберет тебя в свою избу», он этим самым внушает ребенку, что темноты нужно бояться.
Также во многом на возникновение таких страхов влияют игры, фильмы и мультфильмы, которые зачастую дети смотрят бесконтрольно. Бывают и ситуации, когда в реальной жизни ребенка что-то испугало в темной комнате: сквозняк, домашний питомец, внезапные громкие звуки. Такие моменты могут, как остаться незамеченными, так и зафиксироваться в сознании ребенка, что темно – это страшно.
«Мне стало понятно, что уговорами и вообще самостоятельными действиями мы никак не можем изменить ситуацию. Ксения становилась тревожной, часто капризничала без причин, несколько раз у нее были эпизоды недержания мочи. Мы с мужем были в отчаянии и обратились к психологу», – делится мама Ксюши.
Рисуем страх
Действительно, в ситуации страха уговоры не действуют. Ведь для малыша слова взрослых о том, что в темноте нет ничего страшного и не нужно бояться, не представляют никакой защиты и не создают безопасную атмосферу. Тем более не работают угрозы, упреки в трусости. Часто справиться с простым страхом темноты помогают такие простые техники, как рисование страха. Взрослый просит нарисовать то, чего малыш боится в темноте, не ограничивая его во времени и инструментах. После того, как рисунок будет завершен, следует обсудить, выяснить, какие эмоции испытывает ребенок, что он думает об изображении. Стоит объяснить малышу, что когда он нарисовал то, чего он боится, страх уже не над ним не властен, а для лучшего эффекта нужно предложить ребенку порвать рисунок или уничтожить любым другим способом.
Если же, как в ситуации Ксении, страх стал превращаться в фобию и начал сопровождаться недержанием, тревожностью и нарушениями сна, ни в коем случае нельзя откладывать визит к психологу.
«В ходе работы с семьей Полина рассказала, что страх темноты у Ксюши стал возникать после того, как девочка гостила у бабушки со своими двоюродными сестрами, которые были немного старше нее. Девочка долго не могла заснуть в новой для себя обстановке, и бабушка ей перед сном приговаривала, что если Ксюша не уснет, ее утащит в лес серый волк. Помимо этого, одна из двоюродных сестер для пущей убедительности ущипнула девочку в темноте, пока та засыпала», – комментирует психолог семейного центра «Кутузовский» Людмила Ткаченко.
В практической работе психологов есть масса инструментов – например, метафорические ассоциативные карты. Это набор картинок небольшой величины, на которых изображены животные, предметы, ситуации из жизни, герои сказок, животные, абстракции, люди и их взаимодействие. Метафорическими их называют, потому что это не просто изображения – они созданы так, что их образы многослойны и имеют много смыслов. Ассоциативными эти карты считаются, потому что, когда мы смотрим на изображение, возникает связь между отдельными событиями и ситуациями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.
«На одной из встреч мы предложили Ксении упражнение с картами. Девочке нужно было выбрать из комплекта карт то изображение, персонаж которого кажется ей очень смелым, кто не боится темноты и чудовищ. Затем вместе с ребенком мы придумали сказку о том, как герой столкнулся со страхом и победил его и теперь не боится темноты. У Ксении получилась отличная история, в которой она рассказала, с чего все началось, какие события происходили у героя, и чем все закончилось. Естественно, что в этой сказке был счастливый конец. Ксения отлично справилась с таким упражнением. В ходе работы девочка нашла много общих черт между собой и главным героем, приходя к мыслям о том, что и она может победить свой страх», – говорит Людмила.
Конечно, работа со страхами требует времени, и положительный результат невозможен без участия родителей, которые должны создавать дома атмосферу спокойствия и безопасности.
«Ситуация стала улучшаться, но мы все еще продолжаем посещать семейный центр «Кутузовский» и работать с психологом. Ксюше очень нравится работать с метафорическими картами. Для нас это интересный и полезный опыт. После нескольких встреч стали замечать улучшения в поведении дочери, стараемся выполнять все рекомендации, которые нам дают в центре. Самое главное – это и самим участвовать в решении проблемы, ведь мы – родители, главная опора и поддержка наших детей!» – рассказывает Полина.
Помните, что безвыходных ситуаций не бывает! Если вы и ваш ребенок оказались в похожей ситуации, вы не можете справиться с тем, что происходит, не откладывайте визит к специалисту и обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.
СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ